8-495-501-01-45 m5010145@yandex.ru
Жизнь поселка Безопасность Благоустройство Спорт Мы помним Персона Мнение Рецепты В Люберецком районе Новости Подмосковья
Малаховский вестник / Эскизы успеха Малаховка

Новости района

В Химках прошел первый молодежный образовательный форум «PROрыв»Партия окажет главе государства поддержку и примет самое активное участие в его кампании, подчеркнул и.о. секретаря Генсовета Партии Андрей Турчак встретился с партийным активом подмосковной «Единой России»Депутат Мособлдумы Мазуров опроверг информацию о мальтийском гражданстве Состоялась XXII Отчетно-выборная Конференция Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия»Известный политтехнолог провел лекцию для люберчан в рамках партпроекта «Гражданский университет»Прием граждан, приуроченный ко дню рождения Партии, состоялся в Люберцах В Люберцах прошла Конференция местного отделения партии «Единая Россия»Люберецкие молодогвардейцы провели отчетно-выборную конференциюВладимир Путин предложил меры, направленные на укрепление института семьиВ Люберцах прошла акция в рамках партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги»В Люберецком театре кукол «Радуга» состоялась премьера спектакля в рамках партийного проекта «Единой России»VII конкурс региональных журналистов «Вместе в цифровое будущее»«Единая Россия» предложила упростить критерии для вхождения в реестр обманутых дольщиковДепутат Мособлдумы провёл приём в МалаховкеДепутаты Мособлдумы возьмут на контроль расселение 112 многоквартирных домовМолодежь из регионов пройдет стажировку у депутатов Госдумы от "Единой России"В Подмосковье состоится неделя приемов граждан, приуроченная ко дню рождения ПартииБрынцалов поручил разобраться в причинах отставания от графика капремонтаС Днём сотрудников органов внутренних дел!



Эскизы успеха

Дата публикации: Понедельник, 17 Июля 2017
Рубрика: Персона

В малаховском музее истории и культуры постоянно проходят выставки художников, фотографов, мастеров рукоделия. На этот раз у вас есть возможность увидеть коллекцию работ молодой художницы Арины Грудиной «Театр — это для души», где представлены эскизы декораций и костюмов для театральных постановок. Арина — сценограф, и «МВ» просто не мог пропустить такую неординарную личность.

Арина родилась в 1992 году в Раменском, там же окончила Дергаевскую школу. Среди членов её семьи и близких родственников никто не увлекался рисованием, но, несмотря на это, у Арины довольно рано проявился интерес к живописи. Ещё в детстве она любила раскрашивать картинки в книгах, вырисовывать узоры на обоях.

Постепенно увлечение начало перерастать в нечто большее. Арина стала посещать занятия по изобразительному искусству в раменском центре детского творчества и досуга «Тополёк». Уже в школе, ближе к девятому классу, у неё возникло желание поступить в художественное училище. Изначально Арина планировала стать художником и пойти в училище им. Калинина (прим.авт. сейчас - колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им.Строганова), но одна встреча изменила её планы: «Совершенно случайно я посетила колледж музыкально-театрального искусства №61 им. Вишневской, где увидела эскизы для театральных постановок. Яркость и многообразие работ так сильно меня впечатлили, что я сразу поняла, чем хочу заниматься по жизни».

Грудина поступила в колледж с первой попытки и спустя четыре года с успехом его окончила. Ближе к диплому она решила продолжить обучение именно как художник-сценограф, поэтому поступила в институт им. Сурикова. Сегодня Арина студентка пятого курса мастерской театрально-декорационной живописи академика Чебарджи.

Театр в каждой картине

«Программа в нашем институте построена таким образом, что каждый год обучения - это изучение определённой эпохи. Педагог задаёт общую тему, оставляя студентам возможность выбрать для себя подходящее произведение и сделать по нему эскизы. Главная задача — не потерять дух времени. Осовременить любую пьесу гораздо проще, чем передать весь колорит прошлого» - так у Арины появились эскизы декораций к опере Чайковского «Пиковая дама», к пьесе Марло «Трагическая история доктора Фауста», к пьесе Маяковского «Мистерия Буфф» и многие другие.

Своё вдохновение художница черпает из литературных произведений, что отчётливо прослеживается на примере работ для цикла Пушкина «Маленькие трагедии»: «Ещё в школе эти четыре пьесы меня очень захватили, и в институте у меня появилась возможность взять эту тему. Увлекли и слог, и красота слова. Обычно студенты выбирают только одну из трагедий и по ней пишут картину, мне же хотелось соединить все четыре в одной. Меня поразило, как мало в этих произведениях движения, они очень «разговорные». Когда я стала их перечитывать, у меня зародилась идея. В «Скупом рыцаре» отец и сын судятся между собой и работают на публику, что напомнило мне современное шоу «Час суда». В пьесе «Моцарт и Сальери» рассказывается, как Сальери страдал от ущемления своих прав. Сразу пришла аналогия - «Пусть говорят». Так и зародилась идея использовать тему современных телепередач». И, действительно, на эскизе изображена телевизионная студия, окруженная зрительскими трибунами. Вверху — софиты и прожекторы, внизу — видеокамеры, а в самом центре — портрет великого русского поэта. Создаётся ощущение динамики и чувство ожидания, что вот-вот начнётся что-то захватывающее.

Деятельность Грудиной не ограничивается только работами, рождёнными в стенах института. Как каждому художнику-сценографу, ей необходимо проходить практику. Будучи студенткой, она пока может работать только в молодёжных некоммерческих проектах. «Нам приходится искать режиссёра, нуждающегося в эскизах, а молодому художнику очень сложно его найти, если институт не располагает ученическим театром и в нём нет режиссёрских отделений. В этом преимущество таких вузов, как МХАТ и ГИТИС». Так получилось, что жизнь свела Арину с молодым режиссёром из мастерских ВКСР (Высшие курсы сценаристов и режиссёров) Натальей Камышан, которая ставила мюзикл — фэнтези-оперу «Лаан Гэлломэ», прошедшую в Московском многофункциональном культурном центре этой весной. В этом мюзикле приняли участие очень талантливые студенты: композитор из академии им.Гнесиных, сценарист из литературного института им.Ломоносова, певцы из академии им.Гнесиных и Российского института театрального искусства. Для создания костюмов и декораций были использованы эскизы Грудиной, а в качестве материала для их изготовления сгодились подручные материалы. Постановка получилась качественной и имела успех у зрителей.

Арина успела попробовать себя и в небольшой драматической постановке. Она помогала с дипломной работой режиссёру Роману Шевченко, который ставил «С любимыми не расставайтесь» по произведению А.Володина. Также Грудина работала с режиссёром из ГИТИС Юлией Андрияновой при постановке цирковых номеров. Вместе с ней они воплотили в жизнь два проекта: спектакль «Время чудес» по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик» и дипломный номер для учениц циркового училища под названием «Комета», который открывал юбилейный выпуск в ГУЦЭИ (Государственное училище циркового и эстрадного искусства). «Меня очень увлекает, что Юлия относится к цирку как к современному искусству. Цирк — это уже не просто отдельные трюки и фокусы, а целое произведение, своего рода мини-спектакль с прописанным сюжетом, актёрами и акробатами».

Сценограф создаёт волшебство

Для театральной постановки декорации и костюмы играют огромную роль, порой именно от них зависит успех постановки. «Зрителю важна визуализация. Сегодня многие режиссёры ограничиваются минимальным оформлением: нарисуют красный квадрат и поставят несколько стульев. Но мне кажется, что не хватает визуального ряда, волшебства. Театр должен удивлять зрителя, а с помощью декораций и костюмов создаётся некая зримая форма: одну и ту же пьесу можно сделать совершенно по-разному, и, соответственно, она будет иначе восприниматься залом».

Одна из задач, стоящая перед сценографом, - создать большое количество эскизов и различных выкрасок. Сначала делаются маленькие эскизы, затем, после их утверждения режиссёром, создаются более сложные, детализированные. Финальные же, чистовые эскизы обладают объёмом, их можно представлять и на выставках. В зависимости от сложности, на создание большого эскиза может уйти от одной ночи до нескольких дней. И в дальнейшем макет может дописываться ещё в течение недели, а то и месяца.

Также сценограф должен готовить эскизы костюмов, подходящих к декорациям, но многие режиссёры сейчас почему-то отдают эту работу художникам по костюмам. «Я считаю, что автор, который создаёт декорации, должен сам вписать в них и костюмы тоже. Когда наряды пишутся по мотивам работ другого мастера, происходит диссонанс и теряется гармония, а я считаю, что ансамбль должен быть целостным».

Больше всех из сценографов Арина выделяет Леона Бакста и Александра Головина, их творчество вдохновляет её на собственные подвиги. «При слове сценограф люди обычно вспоминают Бакста с его удивительными сказочными образами. Но мне, пожалуй, Головин даже больше нравится. На мой взгляд, он ничуть не уступает Баксту и кажется даже более живописным и интересным. К тому же, у Головина есть потрясающие натюрморты, написанные не маслом, а в технике темпера (прим.авт. с помощью водоразбавляемых красок, приготовленных на основе сухих порошковых пигментов)».

Хорошие сценографы перенимают опыт и у живописцев, ведь они, в первую очередь, художники. «Недостаточно иметь в голове только идею или образ, нужно уметь воплотить её на бумаге. И академическая школа живописи даёт большое преимущество даже при рисовании костюмов. Если человек не может изобразить на бумаге фигуру человека, то и интересно стилизовать её у него не получится». В числе любимых художников Грудиной - Фрида Кало, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Валентин Серов и Михаил Врубель. «Для меня не существует особого разделения на художников, которые мне нравятся и которые нет. Я люблю саму живопись, творчество, которое для меня неделимо. Просто кто-то из мастеров мне ближе. Я также считаю, что из работ каждого художника можно почерпнуть для себя что-то полезное».

Для создания макетов сценографы используют различные материалы и техники. К примеру, при написании эскизов декораций к пьесе Е.Шварца «Дракон» перед Ариной стояла задача передать, как сильно давит на героя огромный город. Объёмности удалось достичь за счёт использования различных фактур: дерева, семечек, жжёных мусорных пакетов. «Мне нравится пробовать что-то новое, использовать смешанную технику: живопись, граттаж на воске (прим.авт. нанесение рисунка методом выцарапывания), коллаж, собранный из разных кусочков, например, фотографий и различной росписи. Использую темперу, акриловые краски, гуашь, акварель. Зачастую применяю фактуру марли и ткани, предварительно пропитав желатином для мягкости. Театральная живопись как раз позволяет использовать всё многообразие техник и материалов. Но самое главное, чем должен обладать сценографа, это фантазия, без неё ничего не добьёшься».

***

Выставка, проходящая в малаховском музее истории и культуры, не первая на счету Арины Грудиной. В прошлом году подруга художницы, работающая в раменской библиотеке, предложила ей организовать экспозицию. Сначала Арина сомневалась в успехе этой задумки, так как считала, что эскизы не будут интересны широкой аудитории. Но, как оказалось, выставка привлекла посетителей, в числе которых были и сотрудники малаховского музея. Как истинные ценители искусства и всего прекрасного, они не могли не пригласить Грудину «выставиться» и в нашем поселковом музее.

На экспозиции представлены курсовые и дипломные работы Грудиной, в том числе эскизы костюмов и декораций к спектаклям. Картины впечатляют своей продуманностью, разнообразием акцентов и деталей. В каждой работе ощущается богатый внутренний мир автора, её стремление передать буйство красок и стихийное сочетание техник письма. Среди всей экспозиции «МВ» попросил Арину выделить, какие из работ являются для неё самыми любимыми. «Конечно, я люблю их все, но самую большую ценность для меня имеют реализованные проекты — постановки с режиссёрами. Ведь одно дело, когда ты в спокойной обстановке сидишь и пишешь свою идеальную идею. И совсем другое — когда не спишь несколько ночей, собираешь свой макет, а потом уже на премьере видишь его реализацию и думаешь: как же красиво получилось!»

Сегодня Грудина намерена не сворачивать с намеченного пути сценографа. Ей очень хочется поработать в настоящем театре, прочувствовать сцену. «Многие выпускники нашего института становятся хорошими живописцами и оставляют идею работать в театре. Но я пока не намереваюсь пополнять их ряды». И ей открыты все дороги, тем более что рядом её родные. «Я очень благодарна своим друзьям и семье за помощь, поддержку и, самое главное, терпение. У каждого художника наступает идейный кризис или момент, когда свои работы не нравятся. В такие моменты обязательно нужны люди, на которых можно положиться».

У Арины впереди большие перспективы и масса увлекательных проектов. Кто знает, может, через несколько лет «МВ» сможет похвастаться, что был первым, кто взял интервью у одного из ведущих сценографов столицы!

Выставка продлится до 29 июля. Музей находится по адресу: ул. Шоссейная, д.40, бывший клуб «Шахтёр».

А.Смирнова