`
+7-495-142-45-01, +7-977-910-01-45 m5010145@yandex.ru
Жизнь поселка Безопасность Благоустройство Спорт Мы помним Персона Мнение Рецепты В Люберецком районе Новости Подмосковья
Малаховский вестник / Художник и учитель Малаховка




Художник и учитель

Дата публикации: Воскресенье, 12 Августа 2018
Рубрика: Мы помним

18 июля умер Владимир Меркулов. 1 августа Владимиру Николаевичу исполнилось бы всего 56 лет. Прекрасный возраст для художника: время, когда индивидуальный почерк уже сложился, есть силы для дальнейшей работы, для активного осуществления творческих планов. Время внутренней зрелости, когда художник создаёт свои самые совершенные, стилистически отточенные работы…

Творческих планов у Владимира Меркулова было много. В нашу последнюю встречу, состоявшуюся зимой, он с увлечением говорил о том, что нынешнее лето планирует провести на пленэре, что Малаховка – это один из самых живописных уголков Подмосковья, и надо писать, писать, а все хозяйственные, повседневные дела могут и подождать – живопись важнее… При том, что художник смог написать большое количество прекрасных, ярких работ, слушая его, казалось, что самое главное – впереди.

А повседневных дел было много. Огромное количество сил и времени требовала галерея, Меркулов активно участвовал в организации выставок – и у нас в посёлке, и в Москве, много преподавал. У Меркулова-учителя была чудесная способность: он очень тонко чувствовал личность своего ученика и, предоставляя простор для самовыражения этой личности, как бы попутно учил её самому главному – основам художественной школы, самодисциплине, всему тому, что сегодня является большой и сложной Традицией реалистической жизни. Владимир Николаевич постоянно подчёркивал, что создать что-то действительно оригинальное, самостоятельное, личное можно лишь тогда, когда чувствуешь свою принадлежность к тому, что идёт из глубины веков. Подлинно современным и индивидуальным можно быть только тогда, когда продолжаешь дело, истоки которого далеко за границами современности. Новое не возникает на пустом месте, оно всегда результат связи времён, развитие того, что было создано до нас. Наверное, в этом и есть Призвание. Призванный к творению не может своевольничать, не имеет права на гордыню. Он всего лишь инструмент, средство, врата, через которые говорит и показывает себя красота мира. В такой позиции присутствует подлинно христианское смирение, предполагающее, помимо прочего, предельно уважительное отношение к любому человеку и к миру.

Владимир Николаевич учил живописи, и учил прекрасно. Он брал учеников независимо от возраста и уровня подготовки. Важнее всего для него была личность. И вот что удивительно: многие ученики Меркулова начинали свой путь в живопись практически с нуля. Изначально их необходимо было учить самому простому и элементарному, но проходило сравнительно небольшое время, и мы уже могли видеть их работы на выставках и в салонах. Много людей сегодня знают, что путёвку в художественную жизнь им дал именно он, Владимир Меркулов.

И всё-таки Меркулов был в первую очередь именно художником. Научить чему-то по-настоящему может только мастер. Мастерство Владимира Николаевича было замечено и отмечено. Он – член Творческого Союза Художников России, Международной федерации художников, Московского союза дизайнеров (секции живописи), автор проекта «Галерея Меркулов». А количество выставок, прошедших с его участием, сегодня точному учёту не подлежит. Да и не считал он эти выставки.

Художественный стиль Меркулова отражает его жизненную позицию. В эпоху постмодернизма, когда представления о том, что такое живопись, оказались предельно размытыми и неясными, Меркулов отстаивал ценность реалистического искусства. По его убеждению, именно реализм есть главное направление становления искусства; мы можем увлечься абстрактными формами, игрой цветовых пятен, уйти в некую экстравагантность и заумь, но рано или поздно мы всё равно возвращаемся к реалистической традиции. Всё остальное, что на первый взгляд располагается за пределами реализма, есть всего лишь средства для его дальнейшего развития.

Реализм Меркулова ни в коей мере не был чем-то застывшим, окостеневшим; это – творческий реализм. Манера его письма впитала в себя и элементы импрессионизма, и находки советской пейзажной живописи 20-х годов прошлого века. И, в итоге, возникала некая синтетическая реальность, сохраняющая и сплавляющая в себе различные пласты единой традиции.

Смерть Владимира Меркулова стала огромной потерей для нашего посёлка, для всей культурной жизни Малаховки. Галерея «Меркулов» была, по сути, единственным местом, где у нас можно было познакомиться с современной живописью. В стенах галереи регулярно выставлялись не только местные и московские художники, но и была представлена живопись со всего постсоветского пространства. Здесь можно было увидеть работы и уже состоявшихся мастеров, и тех, кто только начинал свой путь в искусстве. Владимир порой жаловался, что руководство галереей требует времени – того самого времени, которое можно было бы потратить на создание собственных работ, и которого, как выяснилось, ему было отпущено судьбой очень мало. Но при этом продолжал организовывать вернисажи, искать новые имена, гордился, что его галерея находится в родной ему Малаховке, а не где-то в другом месте… Сейчас судьба этой галереи – под большим вопросом. Есть основания предполагать, что единственный центр живописи в посёлке перестанет существовать. Мы часто воспринимаем многие положительные явления, существующие рядом с нами, как нечто само собою разумеющееся, забывая порой, что они являются результатом труда и подвижничества энтузиастов, стремящихся – часто «вопреки всему» - сделать нашу жизнь лучше. К числу таких энтузиастов относился и Владимир Николаевич Меркулов. Царствие ему Небесное! Светлая память!

Сергей Иванников