`
+7-495-142-45-01, +7-977-910-01-45 m5010145@yandex.ru
Жизнь поселка Безопасность Благоустройство Спорт Мы помним Персона Мнение Рецепты В Люберецком районе Новости Подмосковья
Малаховский вестник / Казнить нельзя, помиловать Малаховка




Казнить нельзя, помиловать

Дата публикации: Четверг, 14 Марта 2019
Рубрика: Жизнь поселка

Родители учащихся малаховской школы-интерната для слабовидящих детей обеспокоены грядущей реорганизацией учебного учреждения. Они стараются привлечь внимание общественности, чтобы не допустить объединения своей школы с двумя другими специализированными учреждениями городского округа Люберцы – интернатом для детей с нарушениями развития VIII вида (п.Марусино) и образовательным учреждением для детей-сирот «Наш дом» (п.Томилино). 18 января в прямом эфире канала «Другое мнение», транслируемом в сети Интернет, они выразили своё категорическое несогласие с реорганизацией и готовность отстаивать сохранение школы-интерната IV вида для слабовидящих детей.

По мнению родителей, объединение с другими интернатами приведёт к утрате уникального педагогического коллектива и особой атмосферы, которая сложилась в школе за многие десятилетия. Инициативная группа стремится не просто отстоять самостоятельность школы IV вида, но и заявляет о необходимости создания на её базе специализированного методического центра, где квалифицированные и талантливые педагоги могли бы делиться своим уникальным опытом и давать рекомендации специалистам общеобразовательных школ, в которых внедряются программы инклюзивного образования.

В Управлении образованием округа разъясняют, что реорганизация не приведёт к ухудшению условий обучения детей или сокращению педагогического состава. Напротив, как утверждают в Управлении, средства, высвобождаемые от оптимизации административно-управленческого штата трёх учреждений, будут направлены на стимулирующие выплаты педагогам и специалистам, ведь конечная цель – удержать профессионально подготовленные кадры на местах, предотвратить их отток в столицу.

Что же тогда так беспокоит родителей?

«В нашей школе с детьми занимаются опытные тифлопедагоги, психологи, другие специалисты, здесь происходит не только обучение, а реализуются программы коррекции зрения, - рассказала представитель родительского комитета Марина Волкова. – Слияние, скорее всего, приведёт к утрате уникальных специалистов. Например, на всех детей – и слабовидящих, и отстающих в развитии – будет положен, допустим, один психолог вместо трёх. Где гарантия, что он будет уметь работать именно со слабовидящими детьми, знать их специфику, иметь соответствующий опыт?»

Заверениям Управления образованием Люберец о том, что специалистов сокращать не будут, родители не верят. Ведь подобные заверения слышали неоднократно все жители городских поселений, вошедших в состав городского округа Люберцы. На практике – многие специалисты лишились своих должностей. «Нет никаких гарантий, что коллектив педагогов не пострадает. Мы видим, что происходило и происходит в других отраслях, попавших под оптимизацию. Нигде лучше не стало», – говорят родители.

Беспокоит общественность и предполагаемая утрата интернатом статуса коррекционного учебного заведения. Ведь дети, обучающиеся по программе IV вида для слабовидящих, получают обычный общеобразовательный аттестат об окончании школы, сдают ЕГЭ и, при желании, имеют возможность поступления в вузы. Программа VIII вида (для детей с ментальными нарушениями) предусматривает только справку о прослушанном курсе общеобразовательных предметов, с которой поступить куда-либо далее просто невозможно. Однако специалисты считают, что это опасение беспочвенно, так как на защиту детей встаёт закон. По закону об образовании дети, обучающиеся по программе IV вида, независимо от того, каким статусом обладает школа, получат соответствующий документ об образовании. Внутри любой школы, при наличии возможностей и специалистов, могут быть сформированы классы для слабовидящих детей или детей с нарушениями слуха и т.д. То есть статус даёт не название школы, а программа обучения в конкретном классе, куда распределён ученик по показаниям специальной комиссии. И если для родителей заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) носит рекомендательный характер, то для учебного заведения, куда ребёнок поступил, при наличии необходимых программ, это заключение обладает статусом обязательного. Ребёнок не может быть помещён в группу детей, обучающихся по другим программам, или переведён в обычный класс.

На встрече с руководством Управления образованием округа в конце ноября прошлого года начальник ведомства Виктория Бунтина дала представителям родительского комитета подробные разъяснения о том, как именно будет проходить возможная реорганизация и в чём она заключается. Она заверила, что все дети будут обучаться там же, где и теперь, педагоги останутся на своих местах, менять коррекционные программы никто не собирается. Также Виктория Юрьевна отметила, что на базе трёх интернатов будет создано одно учреждение, новое юридическое лицо, с нейтральным статусом «для детей с ограниченными возможностями здоровья». А внутри этого учреждения останутся самостоятельные подразделения (можно их обозначить «корпусами») с разными адаптивными программами. У нового интерната будет единое руководство и финансирование. Бунтина подчеркнула, что вопрос этот не решён окончательно, а находится в стадии разработки. Родительский актив потребовал от начальника Управления гарантий, что детей из интернатов IV и VIII видов не будут объединять в одних классах, так как это помешает и тем, и другим получать полноценное образование. Виктория Юрьевна пообещала подготовить специальное постановление Управления образованием, в котором будут прописаны эти вопросы и регламентирован порядок зачисления детей в классы с разными адаптивными программами обучения, и заверила, что Управление будет контролировать этот процесс.

Встреча получилась весьма эмоциональной. Родители требовали гарантий, требовали общего родительского собрания. Управление образованием обещало такое собрание провести, когда проект реорганизации будет подготовлен и будут готовы конкретные экономические расчёты, чтобы разговор был предметным. В целом, от идеи слияния округ не отказывается. Но представители Управления поясняют, что вопрос об упразднении интерната не стоит. Учреждение будет сохранено.

Однако во время прямого эфира родители озвучили и ряд других опасений и вопросов, ответов на которые пока никто не дал. Прежде всего, непонятно, почему до сих пор не проведено общешкольное родительское собрание, на котором всем заинтересованным лицам были бы даны разъяснения о сложившейся ситуации. Ведь вполне очевидно, что замалчивание проблемы приводит только к росту тревожности и появлению новых слухов. По словам родителей, полного понимания ситуации у них до сих пор нет. Они апеллируют к позиции министра образования Ольги Васильевой, озвученной в сентябре 2018 года, о том, что коррекционные школы нужно сохранять, что возможно в рамках нацпроекта. Министр подчеркнула, что средства на это есть, они заложены.

«Пусть чиновники приедут и сами посмотрят на эту уникальную среду! Где ещё такое увидишь, когда дети идут вокруг педагога, им ещё сложно ориентироваться в пространстве, у некоторых прооперированы хрусталики, им нельзя сталкиваться друг с другом, бегать. И они просто держатся друг за друга, осваиваются в новой среде. Им нужны особые условия адаптации. Мы сейчас можем всё это потерять! А ведь нашей школе в этом году исполнится 100 лет!» - рассказывает мама ученика школы. Другая мама поясняет: «Комиссия с участием представителей родительского комитета и специалистов создана не была. Нас никто не информирует. Мы добываем информацию сами, из доступных источников и делаем выводы». «Кроме того, что у нас сильные педагоги, здесь ещё и условия, приближенные к домашним. Вы представляете, как это важно для адаптации ребёнка, особенно для инвалида по зрению? Только в этой школе дети, у которых всего 5% зрения, не чувствуют себя изгоями. У педагогов и воспитателей неформальное отношение к ученикам. Дети не только учатся, они здесь живут, развиваются, занимаются спортом, поют, рисуют, участвуют в спектаклях. Они чувствуют себя людьми!» - добавляет бабушка одного из учеников.

Конечно, многое было сказано на эмоциях. Родители вынуждены строить догадки на основании неподтверждённых данных, потому что официальная позиция городского округа в СМИ не озвучена до сих пор. Общественность настаивает на сохранении самостоятельного коррекционного учебного учреждения. «В Московской области всего две школы с такой направленностью, кроме малаховского интерната есть ещё один в Королёве – для слепых и слабовидящих. Других школ в нашем регионе просто нет!» - подытоживают родители.

В данный момент в малаховской школе-интернате обучаются 166 детей, из них 47 - инвалиды по зрению. Администрация школы тем временем, по распоряжению Управления образованием г.о.Люберцы, готовит документы для изменения юридического статуса интерната. Все официальные ответы инициативная группа родителей получает из Министерства образования Московской области, но не от муниципальных властей.

Возмущённый отец одного из учеников школы во время прямого эфира обратился ко всем родителям с призывом взглянуть на ситуацию шире: «Если сейчас общественность промолчит, если позволит провернуть эту реорганизацию с нашей школой, дальше так же будут поступать с вашими детьми! Вы поймите, промолчим сейчас – завтра получим тотальные проблемы со всем образованием. Они уже есть, эти проблемы. Просто начали с наших детей со слабым зрением. А потом возьмутся за обычные школы. В других странах защищают своих детей. А у нас что? Все молчат? Детей нельзя бросать, уважаемые граждане! Это наше будущее! И никому наши дети не нужны, кроме самих родителей!» Выступление очень эмоциональное, но оно отражает суть недовольства сложившейся ситуацией: чиновникам в нашей стране не верят. В улучшение условий не верят тем более. И главное, что ощущают все родители и дети, – их мнение никого не интересует. Родители намерены продолжать отстаивать самостоятельность школы-интерната для слабовидящих детей, планируют обращение в прокуратуру, к депутатам Госдумы и в центральные СМИ. Мы будем следить за развитием ситуации.

Татьяна Антонова