8-495-501-01-45 m5010145@yandex.ru
Жизнь поселка Безопасность Благоустройство Спорт Мы помним Персона Мнение Рецепты В Люберецком районе Новости Подмосковья
Малаховский вестник / Ровесник века Малаховка

Новости района

В Химках прошел первый молодежный образовательный форум «PROрыв»Партия окажет главе государства поддержку и примет самое активное участие в его кампании, подчеркнул и.о. секретаря Генсовета Партии Андрей Турчак встретился с партийным активом подмосковной «Единой России»Депутат Мособлдумы Мазуров опроверг информацию о мальтийском гражданстве Состоялась XXII Отчетно-выборная Конференция Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия»Известный политтехнолог провел лекцию для люберчан в рамках партпроекта «Гражданский университет»Прием граждан, приуроченный ко дню рождения Партии, состоялся в Люберцах В Люберцах прошла Конференция местного отделения партии «Единая Россия»Люберецкие молодогвардейцы провели отчетно-выборную конференциюВладимир Путин предложил меры, направленные на укрепление института семьиВ Люберцах прошла акция в рамках партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги»В Люберецком театре кукол «Радуга» состоялась премьера спектакля в рамках партийного проекта «Единой России»VII конкурс региональных журналистов «Вместе в цифровое будущее»«Единая Россия» предложила упростить критерии для вхождения в реестр обманутых дольщиковДепутат Мособлдумы провёл приём в МалаховкеДепутаты Мособлдумы возьмут на контроль расселение 112 многоквартирных домовМолодежь из регионов пройдет стажировку у депутатов Госдумы от "Единой России"В Подмосковье состоится неделя приемов граждан, приуроченная ко дню рождения ПартииБрынцалов поручил разобраться в причинах отставания от графика капремонтаС Днём сотрудников органов внутренних дел!



Ровесник века

Дата публикации: Пятница, 07 Июля 2017
Рубрика: Персона

Восьмого июля – столетний юбилей Почётного гражданина Малаховки, участника ВОВ, кавалера ордена Отечественной войны и боевых медалей, художника, архитектора, учёного, члена Союза художников СССР, кандидата архитектуры Михаила Ивановича Суханова. Его род несёт в своей памяти судьбы нескольких поколений, вплетённых в судьбу России.

Предки Михаила Ивановича были убеждёнными старообрядцами, и при Петре I вынуждены были бежать на Волгу, в село Ново-Девичье. Там его прадед крепко обосновался, построил водяную мельницу и стал для местного многонационального населения «Властелином воды» (по-татарски «су» – вода, а «хан» – владыка), откуда, по преданию, и пошла новая фамилия его рода.

Дед художника, Пётр Александрович Суханов, был членом русско-бельгийской фирмы по торговле яйцами, представлял крупный продовольственный синдикат по продаже яиц в Европу. Продукцию упаковывали в с.Ново-Девичье и через Петербург отправляли в Голландию. Фирма процветала. Пётр Суханов владел пятью доходными домами в Симбирске и огромным яблоневым садом в Ново-Девичьем. Он оставался очень зажиточным человеком вплоть до времён НЭПа, но, увы, закончил свою жизнь в нищенской лачуге с земляным полом.

Иван Петрович Суханов, отец Михаила Ивановича, был разносторонне одарённым творческим человеком. Архитектор, художник, талантливый инженер, профессионально играл на скрипке, увлекался хоровым пением и был весьма артистичен. Родился в 1881г. в селе Ново-Девичье Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. И.П.Суханов оставил родительский дом, в 1910г. окончил Рижский политехнический институт со званием инженер-архитектор и поступил в Петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение в мастерскую профессора Л.Н.Бенуа. Окончил её в 1914г. В Академии художеств он организовал студенческий хор. По его просьбе вместе с этим хором пел Ф.И.Шаляпин, когда бывал в Академии. Иван Петрович работал архитектором на строительстве 3-его Патронного завода в Симбирске, преподавателем архитектуры в Средне-Волжском сельскохозяйственном техникуме, служил архитектором в Губплане, Губисполкоме Симбирской губернии, преподавателем в строительном техникуме Ульяновска. Его главные архитектурные проекты — театры в Сормово и Самарканде, школа в Орске, амбулатория в Выксе, банк в Сыктывкаре, патронный завод в Ульяновске. И в духе того времени — проект памятника борцам Революции в Ульяновске и Коломне. Судьба Ивана Петровича сложилась трагично, так как он был родственником генерала Абрезова. В годы репрессий он попал сначала в «кировский поток» (1934г. – убийство Кирова), в ГУЛАГе проектировал шлюзовые ворота канала имени Москвы – выпустили досрочно. Как большинство «политических», был поражён в правах: в Малаховке жить не разрешили, поселился в подвале исторического музея г.Владимира, где работал над проектом реставрации знаменитого Дмитриевского собора. Затем – повторный арест и гибель в 1942 году. Умер в тюрьме №6 города Барнаула. Причина и обстоятельства смерти не известны. Реабилитирован по обоим делам в 1957 и в 1958 годах. Ивану Петровичу удалось сделать быстрые наброски лагерных мест. Эти рисунки не погибли, ему удалось передать их на свободу, и они были включены в издание общества «Мемориал».

Дедом Михаила Ивановича со стороны матери был представитель терского казачества, кадровый военный Георгий Назарьевич Абрезов. Он окончил юнкерское училище, благодаря своим знаниям и талантам быстро дослужился до чина полковника и в конце ХIХ века представлял военное ведомство Российской империи при дворе персидского шаха. В доме Михаила Ивановича ещё живёт ковёр, привезённый дедом из Персии. В начале ХХ века после долгих кровопролитных войн в состав Российской империи вошла Чечня. В этом сложном регионе полковник Г.Н.Абрезов служил Отечеству командиром Кизляро-Гребенского казачьего полка имени генерала Ермолова, был атаманом пятигорского отдела до 1908 года, а затем — моздокского отдела. По возвращении из Персии получил звание генерала, возглавлял военный департамент Владикавказской губернии, занимал пост помощника городского главы Владикавказа, начальника Кавказского военного округа, был крупным землевладельцем в Моздоке. В 1914 году генерал Абрезов купил в Кисловодске усадьбу пятигорского купца М.И.Ушакова. С 23 июля по 21 сентября 1917 года у него снимал жилье Ф.И.Шаляпин с женой Марией Валентиновной Петцольд и двумя дочерьми. В настоящее время в доме генерала Абрезова в Кисловодске расположен музей Ф.И.Шаляпина. Фёдор Иванович хорошо рисовал и увлекался скульптурой. Бывая в Петербурге, он всегда посещал Академию художеств. Именно там и случилось его знакомство с отцом М.И.Суханова Иваном Петровичем.

Будущая жена И.П.Суханова Софья Георгиевна Абрезова дружила с Вахтанговым, была знакома с Мейерхольдом и Собиновым, училась в Московской консерватории по классу фортепиано, затем окончила Бестужевские курсы в Петербурге. Михаил Иванович Суханов родился 8 июля 1917 года в д.Часовая, близ Симбирска. В том же году умер его дед по матери Г.Н.Абрезов, дослужившийся до генерал-майора и получивший дворянское звание. Его успели похоронить со всеми почестями буквально накануне революции.

Начальное обучение сын Миша получил дома. Его учительницей была Аграфена Афанасьевна Родионова, близкая подруга сестры В.И.Ленина. В 1929 году Иван Петрович вместе с молодой женой и маленьким сыном Мишей переехал в Малаховку. Переезд был вызван необходимостью избавиться от настоятельных предложений о сотрудничестве с ГПУ. Миша продолжил учёбу в знаменитой школе «над оврагом», построенной до революции и снискавшей славу первой в России гимназии совместного обучения мальчиков и девочек. С учителем рисования и черчения ему повезло: художник Гамазейщиков создал студию, занимаясь в которой Миша начал понимать своё предназначение. Ему довелось участвовать в 1933 году во Всесоюзной выставке «Творчество юных» в московском Музее изящных искусств (ныне ГМИИ). Иван Георгиевич Гамазейщиков талантливо формировал образное мышление своих учеников, учил их смотреть на мир глазами художника. Именно этому учителю, считает М.И.Суханов, он и обязан своим творческим становлением. Величественный образ и сильный бас музыканта и оперного певца Георгия Тимофеевича Макеева располагали детей к овладению музыкальной культурой. В начале 30-х годов ХХ века по улицам Малаховки гуляли подростки, с удовольствием распевая на голоса арии из оперы «Князь Игорь» или «Евгений Онегин». Организованный Г.Т.Макеевым школьный хор и оркестр выступали на Всесоюзном радио. Моя мать Татьяна Николаевна Крылова училась в школе в одно время с Михаилом Ивановичем, хорошо знала его, пела в хоре у Макеева. Она нередко рассказывала, как серьёзно они разучивали «Марш Будённого» Николая Асеева и «Мы красные кавалеристы» Анатолия Д’Актиля.

В 1941 году М.И.Суханов окончил знаменитый Московский архитектурный институт, а в Академию художеств, как планировал, не попал, но судьба все равно привела его к живописи. «Мы были посланы на преддипломную практику в Ленинград, - рассказывал он, - и как раз закончилась наша практика, мы собирались домой. Питались там, в основном, булками и кефиром, у нас осталось много кефирных бутылок, мы и пошли мыть их. И тут вбегают и говорят: "Ребята, идите скорей, Молотов выступает!" Мы говорим: "Нам важно перемыть бутылки, и сдать их срочно!" А нам: «Война началась!». В Московском архитектурном институте был организован студенческий отряд самообороны (выполняли работы по обеспечению маскировки, патрулировали, дежурили на крышах и в институте), и дипломник Суханов активно участвовал в оборонительных работах.

Фронт проходил недалеко от Малаховки. Михаил Иванович рассказывал, как ему удалось обезвредить зажигательную бомбу, упавшую рядом с его домом. Она и по сей день валяется в кустах на его участке на Школьной улице.

В конце 1941 года по набору Суханов был зачислен слушателем Ленинградской военно-воздушной академии в Йошкар-Оле. В конце 1942-го, по окончании аэродромно-строительного факультета, Михаил Иванович попал на фронт, в аэродромно-строительную роту в Орле. Всю войну Михаил Иванович Суханов строил так называемые «аэродромы подскока» – это в 5-10 км от линии фронта. Здесь он много рисовал, в основном, портреты сослуживцев. Но бывали и настоящие фронтовые будни. Во время наступления на машине заехали на нейтральную полосу. Хорошо, вовремя сориентировались и к немцам не попали. А однажды Суханов чуть не погиб от бандеровской пули. Из Западной Белоруссии часть Суханова двинулась в Польшу, а затем резко повернула к Кёнигсбергу. Последнюю военную зиму рота Михаила Ивановича провела «прямо в поле у аэродрома». Михаил Иванович рассказывал: «По-моему, 16 апреля 1945 года началась Одерская операция. И в это время меня забросили в глубокий-глубокий польский тыл. Была такая станция польская – Гонсоцин, это недалеко от Варшавы, где кончался наш путь и начинался немецкий, или бывший польский, с более узким полотном. К этой станции шли наши эшелоны с горючим, его переливали в другой эшелон, а иногда наши переставляли на ту колею. Мы с группой солдат обслуживали эту станцию. Конец войны я и провёл в глубоком польском тылу».

Победу встречали за работой. «Знаете, в общем, мы никак не отмечали. Ну, так – вышли, несколько выстрелов сделали. Но ликование, конечно, было общее, большая гора с плеч, и мысли такие: ну, все… У меня в голове: сейчас демобилизуюсь, поеду учиться. Я хотел продолжать архитектурное образование. К этому времени я уже был внутренне художник, думал: надо пойти в художественный».

Началась демобилизация, но Суханову в демобилизации отказали. Пошатнувшуюся в дни всеобщего ликования армейскую дисциплину вскоре подтянули. Установили КПП. Случалось, что старлей Суханов и в «самоволку» бегал. Михаила Ивановича перевели в строительную часть, дислоцированную в северо-западном польском городке Пила, тогда ещё именовавшемся по-немецки Шнейдемюль. Демобилизоваться удалось лишь в 1947-м. По окончании войны Суханов был прикомандирован в ЦКБ Генштаба ВВС и назначен автором проекта по реконструкции аэродрома Сеща (Белоруссия). Проект был утверждён командующим ВВС СССР и принят к строительству. В 1948 году поступил в аспирантуру Академии архитектуры СССР, в 1953 году защитил диссертацию на степень кандидата архитектуры. В 1955 году поступил во вторую мастерскую «ГИПРОГОРА», где проработал главным архитектором проекта до 1957 года. Затем работал в Комбинате оформительского искусства. Позднее, поступив на должность доцента Московского института культуры, начал работать как художник, участвовать в художественных выставках. Член Союза художников с 1965 года. Работы М. И. Суханова опубликованы в журналах и каталогах, изданы три каталога его персональных выставок.

Работы художника, изображающие природу русского севера, православные храмы, доходят до глубины души, трогают сердце. Из-за церковной тематики своего творчества в советские годы М.И. Суханов не мог выставить картины и работал, как он сам говорил, не «в стол», как запрещённые литераторы, а «в сарай». В наполненных философией произведениях художника древняя русская архитектура и природное раздолье являются связующим звеном между Человеком и Вселенной. Картины Михаила Ивановича Суханова пронизывает Божественный свет Сакрального пространства Древней Руси.

Общественность Малаховки и городского округа Люберцы, все, кто знает дорогого Михаила Ивановича, горячо и сердечно поздравляют его со славным юбилеем! Желаем ему на долгие годы здоровья, бодрости души и тела, творческой энергии и осуществления задуманного. Желаем в новом веке идти к новым свершениям. Ваши года – ваше и наше богатство!

П.Бабушкин, член Совета ветеранов

и Общества краеведов Малаховки