8-495-501-01-45 m5010145@yandex.ru
Жизнь поселка Безопасность Благоустройство Спорт Мы помним Персона Мнение Рецепты В Люберецком районе Новости Подмосковья
Малаховский вестник / Символы времени Малаховка

Новости района

В Химках прошел первый молодежный образовательный форум «PROрыв»Партия окажет главе государства поддержку и примет самое активное участие в его кампании, подчеркнул и.о. секретаря Генсовета Партии Андрей Турчак встретился с партийным активом подмосковной «Единой России»Депутат Мособлдумы Мазуров опроверг информацию о мальтийском гражданстве Состоялась XXII Отчетно-выборная Конференция Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия»Известный политтехнолог провел лекцию для люберчан в рамках партпроекта «Гражданский университет»Прием граждан, приуроченный ко дню рождения Партии, состоялся в Люберцах В Люберцах прошла Конференция местного отделения партии «Единая Россия»Люберецкие молодогвардейцы провели отчетно-выборную конференциюВладимир Путин предложил меры, направленные на укрепление института семьиВ Люберцах прошла акция в рамках партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги»В Люберецком театре кукол «Радуга» состоялась премьера спектакля в рамках партийного проекта «Единой России»VII конкурс региональных журналистов «Вместе в цифровое будущее»«Единая Россия» предложила упростить критерии для вхождения в реестр обманутых дольщиковДепутат Мособлдумы провёл приём в МалаховкеДепутаты Мособлдумы возьмут на контроль расселение 112 многоквартирных домовМолодежь из регионов пройдет стажировку у депутатов Госдумы от "Единой России"В Подмосковье состоится неделя приемов граждан, приуроченная ко дню рождения ПартииБрынцалов поручил разобраться в причинах отставания от графика капремонтаС Днём сотрудников органов внутренних дел!



Символы времени

Дата публикации: Суббота, 02 Декабря 2017
Рубрика: Жизнь поселка

25 ноября в музее истории и культуры Малаховки состоялись XVI Телешовские чтения. В этом году отмечается 150-летие со дня рождения Николая Дмитриевича Телешова, и чтения прошли под знаком этого юбилея.

Прошедшее мероприятие в очередной раз поставило работников музея перед функциональным выбором: либо на первый план выходит просветительская функция в его деятельности, либо — исследовательская. Музей идёт по второму пути, и подобный выбор является, безусловно, оправданным. О деятельности Николая Дмитриевича Телешова в Малаховке говорилось и писалось неоднократно, «просвещение» неизбежно обернулось бы повторением пройденного, что не интересно и самим участникам чтений, и зрителям, заполнившим зал: большинство присутствующих на чтениях имеют чёткое представление об этих исторических сюжетах.

Но путь исследования (а чтения давно уже, по своей сути, являются аналогом научно-исторической конференции, посвящённой проблемам русского Серебряного века) имеет свои «подводные камни». Серебряный век для отечественных историков культуры — это примерно то же, что Античность — для историков западных. Кажется, что всё «раскопано» вдоль и поперёк. Отечественные гуманитарные дисциплины знают реалии исторического периода на порядок лучше, чем реалии Золотого века, которому век Серебряный отчасти старался подражать или — исходя из названия — хотя бы соответствовать. И появления каких-то принципиально новых общих теорий, посвящённых этому периоду, ожидать в ближайшее время, наверное, не стоит. Отсюда — традиционный русский вопрос: «Что делать?» Музей истории и культуры Малаховки на этот вопрос дал свой ответ.

Уже не первый год Телешовские чтения проходят в соответствии с моделью микроистории, когда вместо общих исследований происходит выявление и анализ фактов, которые, на первый взгляд, могут показаться частными. Тем не менее, именно на основе знания частностей и формируется подлинно историческое понимание прошлого. Анализ нюансов исторической жизни — это кропотливая и, как может показаться со стороны, достаточно рутинная деятельность. Но коллектив музея с ней блестяще справляется. Каждые новые чтения добавляют свои — маленькие, но очень содержательные — штрихи к общим представлениям об эпохе. Такой исследовательский подход сегодня ультрасовременен: вся мировая историография в данный момент переориентировалась от идеи создания больших теорий к анализу микроисторических событий. В связи с этим приятно осознавать, что наш музей лучше чувствует дух времени, чем многие более крупные его московские собратья.

На ноябрьских чтениях, безусловно, были затронуты сюжеты, непосредственно связанные с Телешовым. Так, например, доклад методиста музея Татьяны Андреевой был посвящён работе Николая Дмитриевича в музее МХАТ. Обычно эта сторона его деятельности оказывается в тени деятельности литературной, но именно здесь, на посту директора музея МХАТ, личность Телешова раскрывается с новой стороны. И эпоха 1920-х также обретает особую яркость. Весьма показательным, например, является следующий факт, приведённый в докладе: быт работников музея после революции был настолько аскетичным, что не хватало самого элементарного — столов, стульев, всего того, что требуется для работы. У государства в этот период были свои заботы, и проблему мебели директору музея предстояло решать самостоятельно. Телешов решил её следующим образом: привёз в музей мебель из своего собственного дома... В этом поступке — вся личность.

Сегодня Телешов — это не только конкретная личность, но и символ, создающий определённый контекст. И в этом контексте внешне независимые события, объекты, биографии обретают неожиданные, но вполне органичные связи. На вечере был показан фильм Якова Протазанова «Человек из ресторана». Премьера фильма состоялась 12 июня 1927 года, в главной роли — легендарный Михаил Чехов. Фильм интересен сам по себе, но в рамках чтений возникает незримый диалог между двумя великими современниками — Чеховым и Телешовым, один из которых страну покинул, а другой активно участвовал в её жизни до самой своей смерти. И за этим сопоставлением проявляется реальная драма отечественной интеллигенции, связанная с восприятием революции. Драма, в которую были вовлечены не только эти две конкретные личности, а десятки тысяч людей...

Главный хранитель музея истории г. Бронницы Нина Фирстова выступила с сообщением о кузнецовском фарфоре. Фарфор и Телешов — что общего? Дачная жизнь, в частности. Кому-то эта связь может показаться несколько условной, но в представлениях о прошлом нет ничего лишнего и избыточного. Историки страдают дефицитом «визуальности». В истории всегда присутствует голод на зримые образы: мы знаем, например, что дворы прошлого находились под опекой дворников, но отнюдь не всегда сможем отличить дворника 1880-х от дворника 1910-х... Образы — основа погружения в эпоху, условие действительного, «чувственного» контакта с ней. А ведь любить можно только то, что чувствуешь. И вот во время сообщения на экране появляются предметы фарфорового производства прошлого — визуальные образы эпохи. И, думаю, многие из присутствующих в зале в момент такой демонстрации вспомнили о собственных бабушках, дедушках, родителях, пьющих чай на сельских верандах. И история общества на какой-то миг превратилась в личную историю, во что-то такое, что затрагивает непосредственно, применительно к чему можно сказать: «Это моё»... То же самое относится и к музейной выставке, посвящённой Казанской железной дороге, о которой упоминалось на чтениях. Здесь тоже всё предельно зримо. Например, макет старой малаховской железнодорожной станции.

Ещё один микроэпизод из исторической жизни был озвучен в докладе заведующей научно-просветительским отделом музея Дарьи Давыдовой. Речь шла о ещё одном современнике Н.Д.Телешова - В.А.Гиляровском и о его посещении соседствующих с нами Люберец. История напоминает анекдот. Владимир Алексеевич посетил этот городок на воздушном шаре. Путешествие не было запланированным. На шаре должен был лететь другой экипаж, но один из участников ушёл в запой накануне полёта, и вместо него полетел Гиляровский. Где именно шар должен был приземлиться, заранее известно не было. Случайно он приземлился на люберецкой территории, и благодаря этому город вписал небольшую, но забавную строчку в собственную историю.

Сегодня музей истории и культуры Малаховки — это не только хранитель прошлого, но и площадка, на которой показывает себя наша современность. На XVI Телешовских чтениях был показан небольшой фрагмент спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», поставленный силами учащихся школы-интерната IV вида. Начинающие актёры играют, по крайней мере, не хуже многих полулюбительских театральных объединений, претендующих на звание театров. Никакой манерности и рафинированности, предельно современная интонация. По окончании представления возникло очевидное сожаление, что показали так мало...

Притом что каждые новые Телешовские чтения — это важное событие для посёлка, они уже успели стать частью нашей повседневной жизни. И это обстоятельство радует. Ведь, в первую очередь, культура — это не единичные продукты из сферы «высоких достижений», а повседневная, реальная жизнь. Не будет этой жизни - и «высокие достижения» не будут никому нужны. В нашем посёлке такая жизнь есть. И это, несмотря на все сложности современной социально-экономической ситуации в стране, предрасполагает к оптимизму.

С.Иванников