8-495-501-01-45 m5010145@yandex.ru
Жизнь поселка Безопасность Благоустройство Спорт Мы помним Персона Мнение Рецепты В Люберецком районе Новости Подмосковья
Малаховский вестник / Я и гитара - отличная пара Малаховка

Новости района

В Химках прошел первый молодежный образовательный форум «PROрыв»Партия окажет главе государства поддержку и примет самое активное участие в его кампании, подчеркнул и.о. секретаря Генсовета Партии Андрей Турчак встретился с партийным активом подмосковной «Единой России»Депутат Мособлдумы Мазуров опроверг информацию о мальтийском гражданстве Состоялась XXII Отчетно-выборная Конференция Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия»Известный политтехнолог провел лекцию для люберчан в рамках партпроекта «Гражданский университет»Прием граждан, приуроченный ко дню рождения Партии, состоялся в Люберцах В Люберцах прошла Конференция местного отделения партии «Единая Россия»Люберецкие молодогвардейцы провели отчетно-выборную конференциюВладимир Путин предложил меры, направленные на укрепление института семьиВ Люберцах прошла акция в рамках партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги»В Люберецком театре кукол «Радуга» состоялась премьера спектакля в рамках партийного проекта «Единой России»VII конкурс региональных журналистов «Вместе в цифровое будущее»«Единая Россия» предложила упростить критерии для вхождения в реестр обманутых дольщиковДепутат Мособлдумы провёл приём в МалаховкеДепутаты Мособлдумы возьмут на контроль расселение 112 многоквартирных домовМолодежь из регионов пройдет стажировку у депутатов Госдумы от "Единой России"В Подмосковье состоится неделя приемов граждан, приуроченная ко дню рождения ПартииБрынцалов поручил разобраться в причинах отставания от графика капремонтаС Днём сотрудников органов внутренних дел!



Я и гитара - отличная пара

Дата публикации: Пятница, 29 Сентября 2017
Рубрика: Персона

В преддверии Дня учителя «МВ», по традиции, берёт интервью у достойнейших представителей этой сложной и самоотверженной профессии. Сегодня наш герой — Борис Вениаминович Ястребов, учитель игры на гитаре в школе-интернате для слабовидящих детей. И обучает он не классическому направлению, а фламенко. О своей любви к испанской музыке, о знакомстве с выдающимися гитаристами и о своих учениках, а также о том, сколько времени нужно, чтобы научиться играть на гитаре, — в нашем материале.

Борис Ястребов родился в Малаховке в 1966 году и с самого детства живёт на МЭЗе. Он ходил в 47-ую школу, которую окончил в 1983-м. Своих школьных учителей он вспоминает только добрым словом. «Сложно выделить какого-то одного, все учителя были замечательными! Но всё же хочу особо отметить учительницу математики Александру Марковну Винюкову, её помнит большинство выпускников 47-ой. Она научила меня самостоятельной работе с литературой и повторяла, чтобы я концентрировался на тех вещах, в которых силён, не тратя время на то, что мне не нравится. Кстати, она мне часто говорила, чтобы я ни в коем случае не становился музыкантом — её сын был дирижёром, и она не понаслышке знала, насколько сложно строить профессиональную музыкальную карьеру».

Несмотря на то, что особого удовольствия от учёбы в школе Борис не получал, учился он хорошо, поэтому со всеми учителями у него сложились тёплые отношения. Правда, по физике ему приходилось нелегко: этот предмет преподавала его мама и поблажек сыну не делала, спрашивала втройне.

Увлечение гитарой пришло к Борису в конце 70-х - начале 80-х. Это было время «гитарного бума» в Советском Союзе — у каждого третьего подростка за плечами была гитара. В этот же период начался переход с русской семиструнной гитары на европейскую шестиструнную, и Ястребов под влиянием этой моды тоже стал поклонником последней. Обучаться игре на музыкальном инструменте он начал в малаховском клубе «Родник», который функционировал при Доме пионеров на МЭЗе. Через пару занятий руководитель их гитарной секции Михаил Колесников организовал в стенах интерната для слабовидящих детей вокально-инструментальный ансамбль, в ряды которого и влился Борис. На тот момент ему было 14 лет, и тогда, в стенах интерната, он впервые по-настоящему приобщился к игре на гитаре. В старших классах средней школы он поступил в музыкальную школу в Томилино, которую окончил экстерном.

Музыкальные вкусы Бориса всегда отличались от предпочтений большинства. В начале 80-х самыми популярными исполнителями были «Самоцветы», «The Beatles». Ему же больше нравились «ABBA», «Smokie», «Boney M». Но особая тяга у Бориса была к испанской и латиноамериканской музыке. «Подобную музыку в то время нельзя было свободно слушать, и ноты были в страшном дефиците — все произведения снимались на слух».

После школы Ястребов пошёл по стопам отца и поступил на инженера в МГТУ им.Баумана. Ещё на втором курсе, в возрасте 20 лет, он начал преподавательскую деятельность — вёл уроки игры на гитаре в Доме пионеров (сейчас Дворец детского творчества) и в музыкальных школах. «Сколько себя помню, всегда параллельно занимался инженерной деятельностью и музыкой». Неудивительно, что после окончания института Борис продолжил обучать ребят искусству испанской гитары и в то же время работал на кафедре в университете.

Первые серьёзные творческие успехи пришли к Борису в возрасте 25 лет. В 80-е исполнители испанского и латиноамериканского направления стояли особняком среди гитаристов, и, как правило, все они были выпускниками технических вузов. Поэтому именно в институте Ястребов познакомился с ещё одним любителем фламенко Эриком Утяшевым, с которым они вместе играли в свободное время. Параллельно Борис также играл дуэтом с ещё одним товарищем, Сергеем Гармашем. И в один прекрасный момент они решили объединиться в трио. «Нас заметили, стали приглашать выступать на концертных площадках. Играли днём и ночью, как у Макаревича в песне: “Ты только этим жил, ходил и даже спал с гитарой”». Такова история возникновения группы «Медиа Луна».

90-е годы были тяжёлым временем как для группы, так и для всей страны. Многие люди потеряли интерес ко всему, в том числе и к искусству. Талантливые музыканты устали бороться за место на сцене и уходили в подполье. Тогда к «Медиа Луне» присоединился Дмитрий Мамонтов, чьё имя уже тогда было на слуху: в начале 80-х он произвёл фурор, выступив в телевизионной программе «Шире круг» с пьесой Петра Панина «Ритмы Испании». На тот момент Пётр Панин был сильнейшим гитаристом в СССР и единственным, кого признавали за рубежом. К слову, и Дмитрия Мамонтова позже признают, и даже будут называть русским Пако де Лусией. Борис с исключительным почтением относится к творчеству Дмитрия: «Мамонтов был первопроходцем испанского направления в русской шестиструнной гитаре, что называется, «пионером». Среди русских лучше него испанскую музыку никто не играл и сейчас не играет».

Мамонтов выступил вместе с «Медиа Луной» на одной телепередаче, и после этого группе начали поступать различные приглашения на мероприятия и концерты. Помимо Дмитрия, Борис ещё в студенческие годы познакомился с выдающимися музыкантами. «Судьба меня вывела на патриархов отечественной шестиструнной гитары. Сначала они были моими учителями, а потом как-то постепенно стали партнёрами и товарищами. В частности, Владимир Дубовицкий, Алексей Чудинов, Павел Баталин. Тогда я на них смотрел, как на богов, будто они из другой галактики, с которыми мне случайно посчастливилось познакомиться». «Медиа Луну» стали приглашать на юбилейные мероприятия, например, 50-летие Московского театра эстрады или 70-летие Центрального дома работников искусства. Эти выступления стали отправной точкой для дальнейшей карьеры группы, которую стали задействовать в различных российских и международных конкурсах и фестивалях.

Несмотря на то, что Борис является «патриотом» гитары, он признаётся, что у неё есть минус — тихое звучание. «Сегодня эта проблема легко решается: на рынке музыкального оборудования представлено много качественных моделей электрифицированных гитар. Что же касается достоинств, то я считаю, гитара - инструмент универсальный. У вас в руках практически целый оркестр. Гитара не уступает роялю, а по тембровым и динамическим возможностям даже превосходит. К тому же, у гитары великолепный обертоновый диапазон, а её звучание каждому человеку западает в душу».

В малаховской школе-интернате для слабовидящих детей Борис Вениаминович преподаёт уже третий год. Здесь ребята играют, в первую очередь, для души и для себя. «Гитара требует огромных трудозатрат. Конечно, чтобы научиться себе аккомпанировать, достаточно нескольких месяцев. А вот чтобы играть хорошо, не хватит и жизни. Чем больше умеешь, тем сильнее осознание того, что всегда есть, чему учиться. У нас в кружке — коллективное творчество, ученики тоже учат друга друга. А я помогаю им овладеть индивидуальными приёмами и собственным стилем».

«Мне почему-то очень везёт, я встречаюсь с очень талантливыми ребятами. Могу гордиться, как минимум, семью хорошо играющими выпускниками. Среди них известный в Москве гитарист Александр Вознесенский, Станислав Бойко, Алексей Ижболдин». У всех перечисленных бывших учеников Ястребова двойное образование — инженерное, юридическое или гуманитарное, все окончили московские вузы. «Я всегда говорю молодым ребятам, что не надо сосредоточивать внимание исключительно на одном музыкальном направлении. Мода на определённое течение может пройти, поэтому надо заканчивать институт, получать специальность. С высшим образованием и играется совсем по-другому!»

Психологами и психиатрами были проведены исследования, которые доказали положительное влияние гитарной музыки на психику человека. Она действует умиротворяюще и успокаивающе. Помимо всего прочего, занятия гитарой помогают ребятам раскрепоститься. «Я не видел ни одного из мальчишек, играющих на гитаре, который был бы непопулярен среди своих сверстников. Занятия существенно влияют на самооценку юных дарований, на их отношение к жизни. Я вижу, как спустя год занятий стеснительные, робкие и неуверенные в себе ребята расправляют плечи. Огромная заслуга в этом, конечно, интерната, но я надеюсь, что занятия музыкой также вносят маленький вклад».

Борис Вениаминович считает, что сегодня в России много талантливых людей, для которых открыты большие возможности для обучения. В интернете можно найти исчерпывающую теоретическую информацию, но ни один онлайн-самоучитель не заменит живого общения и живого звука. К сожалению, по сравнению с 80-ми, стало проводиться гораздо меньше музыкальных фестивалей, организация концертной деятельности и пропаганда инструмента пущены на самотёк.

В свободное время Борис Ястребов играет для себя, концертов больше не даёт. «На сцене должны молодые выступать, а мы, по возможности, помогать им сложить карьеру как можно удачнее». Ведь для этого и нужны учителя — задать направление и вдохновить.

Борис Вениаминович выражает огромную признательность школе-интернату, в частности Анатолию Швецу, Михаилу Сагалову, Татьяне Осиповой, за возможность проводить уроки гитары в стенах учебного учреждения. «Я очень признателен, что могу преподавать не в Москве, а в Малаховке — там, где я родился, вырос и живу. Хоть в детстве я и не обучался в интернате, я целиком и полностью принадлежу ему, ещё с тех пор, как участвовал здесь в вокально-инструментальном ансамбле. Здесь моя родная среда!»

А.Смирнова