8-495-501-01-45 m5010145@yandex.ru
Жизнь поселка Безопасность Благоустройство Спорт Мы помним Персона Мнение Рецепты В Люберецком районе Новости Подмосковья
Малаховский вестник / «Я с теми, кто, стеная, ищет истину» Малаховка

Новости района

Владимир Жук: «Хочу, чтоб у жителей было меньше проблем»Люберецкие молодогвардейцы организовали праздник для ребят из Детской деревни - SOS ТомилиноЛюберецкие партийцы организовали Новогоднее представление для детей с ограниченными возможностямиПОЖАРНЫЙ НАДЗОР О ПИРОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ И ГОСТЕЙ, ВАЖНО ЗНАТЬ!Игорь Брынцалов: Участие в «антимусорных» рейдах депутатов Мособлдумы привело к совершенствованию регионального законодательства Состоялась XXII Конференция Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия»В Химках прошел первый молодежный образовательный форум «PROрыв»Партия окажет главе государства поддержку и примет самое активное участие в его кампании, подчеркнул и.о. секретаря Генсовета Партии Андрей Турчак встретился с партийным активом подмосковной «Единой России»Депутат Мособлдумы Мазуров опроверг информацию о мальтийском гражданствеИзвестный политтехнолог провел лекцию для люберчан в рамках партпроекта «Гражданский университет»Прием граждан, приуроченный ко дню рождения Партии, состоялся в Люберцах В Люберцах прошла Конференция местного отделения партии «Единая Россия»Люберецкие молодогвардейцы провели отчетно-выборную конференциюВладимир Путин предложил меры, направленные на укрепление института семьиВ Люберцах прошла акция в рамках партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги»В Люберецком театре кукол «Радуга» состоялась премьера спектакля в рамках партийного проекта «Единой России»VII конкурс региональных журналистов «Вместе в цифровое будущее»«Единая Россия» предложила упростить критерии для вхождения в реестр обманутых дольщиковДепутат Мособлдумы провёл приём в Малаховке



«Я с теми, кто, стеная, ищет истину»

Дата публикации: Пятница, 08 Декабря 2017
Рубрика: Мнение

Известный французский учёный показал, что можно быть и математиком, и гуманитарием, интересоваться религией и создавать механизмы, которые облегчают людям жизнь. Несмотря на тяжелые болезни, которые сопровождали Паскаля всю жизнь, и смерть в 39 лет, он оставил после себя немало важных трудов и изобретений.

Простой вопрос молодёжи порой может поставить в тупик. Какая моя любимая книга? Чем больше любимых, тем труднее ответить, какая же самая-самая…

Возможно, вопрос в сравнительной, а тем более превосходной степени не совсем корректен, и последующие увлечения отнюдь не отменяют прошлых. Говорят, Максим Горький тестировал начинающих литераторов, предлагая им на выбор два варианта для объяснения в любви: «Я тебя люблю» или «Я тебя очень люблю» – и выбравшим второй вариант ставил «неуд». В этом есть своя логика: любовь столь сильное чувство, что не нуждается в дополнительном усилении (если не очень – уже не любовь).

Во времена моего студенчества, когда люди в библиотеке вставали в очередь за журналом с публикацией шукшинской повести «До третьих петухов», я зачитывался «Письмами к провинциалу» Паскаля – памфлетом трёхсотлетней давности против иезуитов. Полемика в Сорбонне между профессорами «воинства Иисуса» и последователями Янсения (считать ли последних еретиками?) интересовала меня в тот момент куда больше, нежели законы Паскаля и вообще все законы гидростатики. Интриговала сама стилистика «Писем», где под видом наивной простоты скрывалась язвительная, убийственная ирония.

«Странное это учение. Согласно с иезуитами, они допускают довлеющую благодать, данную всем людям; но, несмотря на это, утверждают, что при одной только этой благодати люди никогда не действуют, и, чтобы они могли действовать, нужно, чтобы Бог даровал им действенную благодать, которая окончательно определяет волю их к действию и которую Бог посылает не всем».

Взявшись защищать «отшельников Пор-Рояля» (янсенистов), Паскаль выбрал лучшую защиту – нападение и поставил на своих гонителях такое клеймо лжецов и клеветников, которого иезуитам с тех пор уже не смыть никогда. О, это было захватывающее чтение! Блестяще переведя с языка схоластов-теологов на понятный светский язык, Провинциалия пользовалась бешеной популярностью в обществе, готовя появление в следующем веке повестей желчного Вольтера и комедий искромётного Бомарше.

«Вы считаете, что на вашей стороне сила и безнаказанность, я же полагаюсь на истину и невинность. Странная это и продолжительная война, когда насилие пытается подавить истину. Все старания насилия не могут ослабить истины, а только служат к возвышению её. Все сияние истины бессильно остановить насилие и только ещё более приводит его в ярость. Когда сила борется против силы, более могущественная уничтожает более слабую; когда рассуждение противопоставляется рассуждению, истинное и убедительное уничтожает и разбивает пустое и ложное. Но насилие и истина ничего не могут поделать друг против друга. Но пусть из этого не заключают, будто это две равные силы, ибо меж ними существует то величайшее различие, что насилие имеет только ограниченную продолжительность по воле Божией, которая все его действия направляет к славе истины, гонимой им; тогда как истина пребывает вечно и в конце концов восторжествует над врагами своими, потому что она вечна и могущественна, как сам Бог».

Свою Провинциалию Блез Паскаль писал, уже открыв свой знаменитый закон физики и приблизившись к теории вероятности, придумав первую счётную машину (прообраз арифмометра, построить которую не было возможности при том уровне техники – её вообще ещё не скоро построят). Но, главное, эти исполненные сатирой, сверкающие, как клинки, 18 эпистол писал уже тяжело больной человек, за пять лет до своей смерти.

Отец Блеза, Этьен Паскаль, был судьёй, пристрастным к математике, отсюда тяга сына к точным наукам, но, что важнее, были ещё домашние посиделки и философские беседы с участием многих учёных, того же Рене Декарта, на которых Блез присутствовал ещё в отрочестве на равных со взрослыми. Что позже подтолкнёт его к созданию знаменитых философических «Мыслей».

Хотя никакого создания не было. Записанные на разных листочках и клочках, они были собраны вместе уже после его смерти. Вольтер, отдавая дань таланту предшественника, предложил дать им это название. «Мысли» – это не просто сборник максим на разные темы, а мучительные размышления христианина о бытие Божием и о суетности человека.

«Я делю всех людей на три категории: кто встретил Бога и служит Ему, кто не встретил, но ищет, и кто не встретил и не хочет искать. Последние — самые несчастные. Я только с теми, кто, стеная, ищет истину».

«Если вы верите в нечто, а его нет, то вы ничего не теряете. Но, если вы не верите, а оно есть, то вы теряете всё!»

«Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретёт бесчестье».

«Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче».

«Мы никогда не живём настоящим, всё только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано».

«Пример чистоты нравов Александра Великого куда реже склоняет людей к воздержанности, нежели пример его пьянства – к распущенности. Совсем не зазорно быть менее добродетельным, чем он, и простительно быть столь же порочным. Нам мнится, не такие уж мы обычные распутники, если те же пороки были свойственны и великим людям».

«Мы желаем истины и находим в себе только сомнение».

«Мы познаем истину не только умом, но и сердцем. У сердца есть свой разум, о котором наш разум ничего не знает».

Совсем уже больной Паскаль последние годы доживает при Пор-Рояле, куда удалилась от мира его сестра. Янсенизм – очень строгое направление католицизма, запрещавшее всякие научные изыскания. И Блез, как приверженец его, противопоставляет декартовскому Разуму - как единственному «инструменту» познания мира – Веру. Он даже носит на теле, чтобы не нарушить предписаний, некую власяницу – от искушения. Но не помогали ни шипы, ни богословы – разве можно запретить мысли биться над решением теоремы? И «Мысли», в конце концов, это попытка примирить разум и сердце, найти компромисс с самим собой.

В.Антонов